Сайты образовательных организаций Тюменской области

Восстановительная (примирительная) медиация

Восстановительная (примирительная) медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости — о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.

В школе создана школьная служба примирения приказом директора от 28.08.2014 года.

Цель:

-профилактика правонарушений и социальная реабилитация участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия

Задачи:

-проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций

-обучение учащихся методам урегулирования конфликтов

Участники программ примирения, восствновления:

— Ведущий  —  специалист (педагог, психолог, специалист по социальной работе)

— Жертва – пострадавший, понесший ущерб.

— Обидчик – явный причинивший вред, ущерб. Кто является в действительности  «жертвой», кто «обидчиком», возможно выяснить только при выяснении всех обстоятельств ситуации.

Ситуации, в которых возможно использование восстановительных, примирительных программ

— Случаи, близкие к криминальным.

— Конфликты детей внутри класса и между группами детей.

— Конфликты между учителем и учащимся.

— Случаи, когда конфликт детей приводит к конфликту родителей.

— Случаи отвержения детей в классе.

— Конфликты в семье, между родителем и подростком.

Основные принципы примирительной, восстановительной медиации

— добровольность участия сторон

Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала,так и в ходе самой медиации.

— информированность сторон

Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.

— нейтральность медиатора

Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Еcли медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон.

— конфиденциальность процесса медиации

Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов.

Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена.

Медиатор, передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию.

Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.

— ответственность сторон и медиатора

Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов.Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.

— заглаживание вреда обидчиком

В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве.

— самостоятельность служб примирения

Служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации.

Этапы проведения восстановительных программ

•         Первый — сбор информации

•         Второй — предварительные встречи с жертвой и обидчиком.

•         Третий — примирительная встреча

Порядок проведения восстановительных программ

1.. Предварительный этап

•         Сбор информации.

Цель — выяснить все обстоятельства, возможно причины, случившегося, размер ущерба, возможные последствия, уже принятые меры по разрешению ситуации

•         Выбор типа программы

2.Первый звонок «обидчику»
Цель:
получить согласие на предварительную встречу

3. Предварительная встреча с «обидчиком»

Цель: готовность нарушителя к исправлению ситуации и заглаживанию вреда

Задачи:

•         Установление доверительного контакта с «обидчиком»

•         Прояснение видения «обидчиком» ситуации и ее последствий

•         Поиск предложений по исправлению ситуации и заглаживанию вреда

•         Получение согласия на участие в примирительной встрече

4. Первый звонок «пострадавшему» (жертве)
Цель: получить согласие на предварительную встречу

5. Предварительная встреча с «пострадавшим»

Цель:        Оказание помощи пострадавшему, подготовить пострадавшего к встрече с обидчиком

Задачи:

•         Установление доверительного контакта с «пострадавшим»

•         Прояснение видения «жертвы» ситуации и ее последствий

•         Поиск предложений по исправлению ситуации и заглаживания вреда

•         Получение согласия на участие в примирительной встрече

6. Примирительная встреча

Цель: Организация диалога и принятие совместного решения сторон о разрешении ситуации

Задачи:

•         Создание безопасной атмосферы для обеих сторон конфликта

•         Прояснение видения ситуации сторонами

•         Обеспечение понимания и принятия сторонами чувств и мыслей друг друга

•         Организация диалога без посредничества ведущего

•         Сбор и обсуждение предложений по разрешению ситуации

•         Принятие решения о разрешении ситуации. Заключение договора

Программы примирения, восстановления  позволяю:

•         Создать условия для достижения взаимопонимания

•         Создать условия для ответственного поведения правонарушителя

Критерии отбора случая для применения восстановительной, примирительной программ:

•         1.  Наличие конфликтной  ситуации

•         2.  Стороны конфликта признают своё участие в конфликте

•         3.  Возраст участников не менее10 лет (возможны исключения, учитывая уровень развития ребенка)

•         4.  Стороны конфликтной ситуации не являются наркотически зависимыми, за исключением периодов стойкой ремиссии

•         5.  Участники конфликта психически здоровы (несовершеннолетие VII, VIII вида  обучения  берутся  в  работу  в  зависимости  от  каждого индивидуального случая, его сложности)

•         6.  Со дня конфликта прошло не более 2х недель, не менее1-2 дней.

Различия традиционной системы правосудия и восстановительного подхода

Традиционная система правосудия

Примирительная программа

Центр внимания – установление виновности (вынесения наказания)

Центр внимания – решение проблем

Главные действующие лица – государство и правонарушитель

Главные действующие лица – пострадавший (жертва), правонарушитель (обидчик)

Процесс – состязательный характер между обвинителем и обвиняемым

Процесс – диалогическая модель

В центре внимания – правонарушитель, пострадавший игнорируется

В центре внимания – потребности пострадавшего

Акцент на прошлое (будущие отношения не рассматриваются)

Акцент на будущее

Норма – страдания и наказание правонарушителя

Норма – осознание ответственности за содеянное, возмещение морального вреда

Ущерб преступника уравновешивается вынесенным ему наказанием

Ущерб преступника возмещается самим преступником

Правонарушитель не несет ответственности за принятое решение в отношении его

Правонарушитель несет ответственность за принятое им решение

Решение суда поощряет безответственность правонарушителя

Поощряется ответственное поведение правонарушителя

Предполагается исход, при котором один выигрывает, другой проигрывает

Обеспечивается возможность решения, при котором обе стороны оказываются в выигрыше

Процесс и результат медиации

Основой восстановительной (примирительной) медиации в школе является организация диалога между сторонами, который дает возможность сторонам лучше узнать и понять друг друга. Диалог способствует изменению отношений: от отношений конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивности к позитивным взаимоотношениям. Медиатор помогает выразить и услышать точки зрения, мнения, чувства сторон, что формирует пространство взаимопонимания.

Важнейшим результатом восстановительной (примирительной) медиации являются восстановительные (примирительные) действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред), то есть такие действия, которые помогают исправить последствия конфликтной или криминальной ситуации.

Не менее важным результатом медиации может быть соглашение или примирительный договор. Восстановительная (примирительная) медиация ориентирована на процесс коммуникации, она направлена, в первую очередь, на налаживание взаимопонимания, обретение способности к диалогу и способности решить ситуацию. Достижение соглашения становится естественным результатом такого процесса.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ  о Восстановительной (примирительной) медиации 

Дата размещения: 19.10.2016


НОВОСТИ
Архив новостей